При выборе автомобиля будущие владельцы часто сталкиваются с дилеммой – приобретать машину на проверенной временем «механике», рассмотреть вариант с бесступенчатым вариатором, купить авто с роботом или все же опробовать хваленый автомат? Среди автовладельцев бытует мнение, что механическая коробка передач неприхотлива в использовании и гарантированно прослужит более 500 тысяч км пробега, но если еще 20 лет назад с этим утверждением невозможно было поспорить, то уже сейчас существует множество подтверждений тому, что классический автомат превосходит механические, роботизированные коробки передач и вариаторы. Срок службы автоматической коробки передач зависит от многих факторов. Среди них – надлежащее обслуживание, разумный режим эксплуатации и, конечно же, качество заводской сборки.
Сегодня мы составим рейтинг современных кроссоверов, наделенных самыми надежными автоматическими коробками передач, и разберемся, как увеличить ресурс такого механизма.
Рейтинг кроссоверов с самыми надежными АКПП
Мы составили рейтинг из автомобилей, которые стоит рассмотреть для приобретения.
11. Nissan X-Trail
Второе поколение японского кроссовера Nissan X-Trail считается одним из самых надежных кроссоверов. Эта модель отличается высокой ликвидностью на вторичном рынке, ввиду чего практически не дешевеет. Икс-Трейл знаменит своей хорошей проходимостью, выносливостью в непростых погодных условиях и неприхотливостью в обслуживании.
В Ниссан на дизеле устанавливалась одна из лучших коробок передач – Jatco JF613E, которая также поставлялась на заводы Mitsubishi и Renault. Главная конструктивная особенность JT613E, отличающая автомат от конкурентных аналогов Aisin TF80-SC и GM 6T45, – это точные настройки электроники. Именно они препятствуют перегруженности соленоидов и подключают блокировку гидротрансформатора в спокойном режиме езды. Таким образом, износ агрегата идет минимальный.
Такая автоматическая коробка способна выдержать до 200 тысяч км без замены масла (но при условии щадящего режима эксплуатации). Если вы приобретаете этот автомобиль с рук даже с небольшим пробегом – выполните замену масла. Во-первых, это позволит оценить в каком режиме наиболее часто ездила машина (по состоянию масла и наличию/отсутствию в нем металлической стружки), во-вторых, повысит ресурс КПП. Кроме того, замена трансмиссионного масла позволит оценить состояние фрикционов, которые, ввиду специфичных настроек коробки, тоже могут стать расходниками.
10. Mitsubishi Pajero
Японский Паджеро известен в кругах автомобилистов как один из самых выносливых автомобилей. Машина рассчитана на бездорожье, на тяжелые дорожные и погодные условия эксплуатации, в связи с чем достойно движется вперед. Система охлаждения в модели проработана тщательно, поэтому перегревов здесь практически не бывает. Единственное, о чем следует помнить, — это о том, что если мучать машину на офф-роуде регулярно, то к 80 тысячам км пробега гидротрансформатор придется менять.
Пятиступенчатая АКПП A750F, установленная в Паджеро, изначально создавалась для крупных внедорожников и пикапов с крутящим моментом до 485 Нм. Такой агрегат можно встретить в 100-х и 200-х Ленд Крузерах, Киа Соренто, Сузуки Гранд Витара.
С малообъемными моторами (2,5, 2,7 л) ресурс классического автомата составит около 500 тысяч км.
9. Nissan Qashqai
Японский Qashqai известен как один из самых юрких и маневренных автомобилей. Машина рассчитана на городскую эксплуатацию, подходит для суровых погодных условий.
В наш рейтинг надежности попало первое поколение этого паркетника – J10, которое выпускалось с конца 2006 до начала 2010 годов. Именно в J10-поколении устанавливалась одна из лучших и проверенных временем АКПП — RE6F01A. RE6F01A – это разновидность автомата Jatco JF613E. Ресурс этих коробок при бережной эксплуатации достигает 400 тысяч км пробега. По заявлению производителя трансмиссионное масло менять не нужно, однако практика показала, что регулярная (раз в 60-70 тысяч км) замена смазочного материала существенно продляет ресурс коробки. При техническом обслуживании такого агрегата понадобится 8,1 л трансмиссионного масла Nissan AT-Matic J Fluid или качественного аналога.
Данная коробка устанавливалась в Qashqai только в комплектацию с дизельным мотором. В Россию эта комплектация официально не поставлялась, поэтому приобрести Ниссан с дизелем и RE6F01A достаточно сложно.
Салон автомобиля имеет приятную на ощупь обивочную ткань, приборная панель имеет оптимальное расположение опциональных кнопок. Для водителя за рулем Кашкая открывает хороший обзор, «мертвые зоны» практически отсутствуют.
Второй ряд кресел складывается в пропорции 60:40, при этом имеется возможность сделать огромное спальное место. В этом случае объем багажного отделения увеличится с 352 л до 1513 л.
Автомобиль, благодаря компактным габаритам и хорошему вывороту колес, легко находит место на тесных парковках.
8. Opel Antara
Этот стильный и привлекательный кроссовер выпускался с 2006 по 2015 годы. Автомобиль сконструирован на платформе GM Theta, которая также легла в основу конкурента Антары – Chevrolet Captiva.
По результатам Euro NCAP в 2007 году дорестайлинговый Опель получил неплохие результаты – 4 звезды из пяти. Машина оснащена подушками безопасности, имеет пассивные системы безопасности, вспомогательные системы контроля движения и множество полезных технических опций. Под капотом модели встречаются атмосферный двигатель, объемом 2,4 л и мощностью 140 л.с., и агрегат V6, мощностью 227 л.с. Эта «парочка» работает на бензине. Дизельная версия Антары – 2,0 л (150 л.с.) — в России встречается редко.
В 2011 году вышел обновленный Опель, который получил явное техническое преимущество над первой своей версией. Теперь машина получила уже пять звезд безопасности, чем привлекла к себе еще большее внимание.
Опель оснащался автоматической коробкой передач GM 6T45 корейского производства, которая представляет собой классический гидротрансформатор с набором планетарных рядов, фрикционов, соленоидов.
Агрессивная езда по бездорожью может вывести из строя синхронизаторы и подшипники, а если в паре с коробкой стоит мощный мотор – 3,2 л, то и дифференциал. Ничего этого не произойдет, если машину использовать в городе и своевременно проводить ее обслуживание.
7. Volkswagen Tiguan
Оптимальный вариант для приобретения на вторичном рынке – это 2-литровый дизельный Тигуан в комплектации с автоматической шестиступенчатой коробкой передач Aisin TF-60SN. Эта коробка была разработана в 2003 году специально для 2-литровых турбомоторов VAG-Group. Помимо Тигуана, «айсиновский» механизм можно встретить в Polo Sedan, некоторых моделях Шкоды и Ауди (индекс «автомата» — 09G).
Над электронной настройкой агрегата трудились инженеры Volkswagen, которым удалось создать «умную коробку» — она подстраивается под стиль вождения, что удобно, если за рулем автомобиля ездит несколько человек. Как это работает? Достаточно проехать на машине всего 5 минут, чтобы электроника поняла, что от нее требуется. Если водитель жмет педаль в пол, коробка дольше не переключает передачи, позволяя достигать более высоких оборотов коленвала двигателя и добиваться более динамичной езды. Если же водитель спокойно ускоряется и никуда не торопится, автомат начинает работать в щадящем режиме.
Несмотря на то что производитель отнес свое изобретение к категории необслуживаемых, проводить ТО автомата нужно. Причем коробка передач чувствительна к качеству смазки, ввиду чего заливать необходимо только оригинальное масло.
Ходовая часть Тигуана даже в переднеприводном исполнении обеспечивает хорошую проходимость, достигаемую за счет электронной имитации блокировки дифференциала. Кроссовер не боится снега и легкого бездорожья. Благодаря высокому клиренсу, машина уверенно едет по пересеченной местности. Полный привод позволяет ездить по горам и грязи, вот только нельзя допускать перегрева муфты. Она может выйти из строя в самый неподходящий момент.
6. Mazda Tribute
Кроссовер Мазда Трибьют выпускался с 2000 по 2011 годы. До сих пор эта модель выглядит стильно, несмотря на то что выпускалась более 12 лет назад. У Мазды выразительная передняя часть, на которой расположилась огромная головная оптика и крупная радиаторная решетка. Все элементы экстерьера имеют массивные, одутловатые формы, визуально увеличивающие машину. Над разработкой модели трудились инженеры компании Мазда и американский автопроизводитель Форд, который по сей день выпускает схожую модель Ford Escape. История Трибьюта завершилась тогда, когда на свет появилась модель СХ-5, однако поклонники бренда не забывают про старшего собрата.
Трибьют хоть и редко, но встречается в крупных городах. На вторичном рынке его найти сложно, т.к. автомобиль зарекомендовал себя с положительной стороны. Оснащался он 2,5 л (173 л.с.) мотором, который достойно вырабатывает ресурс в 550 тысяч км пробега. В паре с мотором устанавливалась автоматическая коробка передач 4F27E, разработанная компанией Форд еще в 1998 году.
Уникальность этого агрегата состоит в том, что его можно ремонтировать, не вынимая из автомобиля. При этом необходимость ремонта может возникнуть только после 500 тысяч км пробега. Первое время автомат требует только своевременной замены масла и масляного фильтра. Требуемый объем – около 7 литров, масло – типа DexronVI. При полной замене смазочного материала целесообразно заливать модификацию LV (Low viscosity), разрешающую непродолжительные прогревы трансмиссии перед началом движения.
Ремонт автомата Мазды Трибьют обычно производится с ремонтом гидротрансформатора, однако стоимость работ не превышает 100 тысяч рублей.
5. Land Rover Range Rover
В наш рейтинг попал люксовый полноприводный кроссовер Land Rover Range Rover третьего поколения, который выпускался с 2002 по 2012 годы. Над его разработкой компания Ленд Ровер работала совместно с BMW, поэтому Range Rover получил такие же компоненты и системы (блоки управления, электронику), как и люксовая «семерка» BMW E38.
Экстерьер внедорожника нравится не всем – здесь присутствуют квадратные формы, создающие особый стиль. Изящных изгибов и вычурных кузовных линий здесь нет, однако этим и отличается модель в городском потоке. Внутри Range Rover чувствуется продуманность каждой детали. Здесь все элементы установлены с поразительной точностью, с соблюдением равных зазоров. Каждая кнопка на приборной панели имеет удобное расположение. В салоне прослеживается стиль и богатство автомобиля.
«Капсула» салона имеет усиленную конструктивную жесткость, что обеспечивает высокий уровень безопасности даже в случае сильного удара при ДТП.
Под капотом Range Rover третьего поколения встречается несколько моторов, объемом 4,2-5,0 л и мощность до 510 л.с. Несмотря на такие «космические» показатели, гонять на машине не хочется. Она позволяет наслаждаться каждой минутой, проведенной за рулем, поэтому водитель даже неосознанно переходит на спокойный стиль езды. Умиротворение от вождения достигается за счет мягкой пневмоподвески, комфортабельного посадочного места, сбалансированной работы двигателя и автоматической коробки передач. АКПП здесь установлена 5L40Е, разработанная компаниями GM и BMW. Ресурс такой коробки при плавной езде достигает 450 тысяч км пробега. Коробка не требовательна к качеству моторного масла, однако нуждается в его замене каждые 80 тысяч км пробега. Если в Range Rover агрегат устанавливался только до 2012 года, то аналогичная коробка применяется в BMW X5 по сей день.
4. Renault Duster
Одна из бюджетных моделей нашего рейтинга — Renault Duster – вполне может претендовать на звание «рабочая лошадка». Этот автомобиль уже многие годы доказывает свою надежность и выносливость. Его ценят за хорошие технические характеристики, за отличную проходимость, высокий клиренс и комфортный салон. На вторичном рынке машина стоит дешево, поэтому она доступна водителям с любым уровнем дохода. Дастер также продается и на первичном рынке.
Самый «ходовой» вариант Дастера – 2,0-литровая комплектация с автоматической коробкой передач DP8. Производитель в инструкции к авто указал на отсутствие необходимости плановой замены трансмиссионного масла, однако это существенно сказывается на ресурсе коробки. Если Дастер постоянно покоряет горные вершины, едет через грязь и участвует в соревнованиях на офф-роуде, то смело выполняйте полную замену жидкости раз в 60 тысяч км, в противном случае возникнет необходимость ремонта. В качестве смазки следует применять Elf Renaultmatic D3 SYN, ее потребуется около 7 литров.
3. Hyundai Creta
Крета до 2012 года оснащалась коробкой передач A6GF1 – это совместная разработка компаний Hyundai-Kia и Mitsubishi. Она предназначена для автомобилей с передним приводом и моторами, объемом 1,4-2,0 л. Помимо Креты, этот автомат можно встретить у Hyundai Solaris, Kia Soul, Kia Seltos, Hyundai Elantra.
После обновления Креты появились новые разновидности автомата: сначала A6GF1-1, затем A6GF1-2 с более стойким гидротрансформатором. Владельцы отмечают, что ресурс таких КПП доходит до 400 тысяч км пробега.
Надежная автоматическая коробка передач A6MF2 устанавливается в полноприводные версии Creta. Ее ресурс достигает 450 тысяч км пробега.
Все эти показатели достижимы только при бережном обращении с автомобилем. Если ездить в спокойном режиме, своевременно обслуживать коробку и лить в нее только качественные смазочные материалы, то и наслаждаться автомобилем можно будет годами.
Кстати, в инструкции к Hyundai Creta производитель позиционирует автомат как необслуживаемый, но и по его же рекомендациям срок эксплуатации машины не должен быть выше 150 тысяч км пробега. Если в Европе эти нормы соблюдаются и люди меняют авто в среднем каждые 5 лет (старые при этом утилизируют), то в России дела обстоят иначе. Здесь машины ездят гораздо дольше, поэтому и коробку передач нужно вовремя обслуживать.
Крета прекрасно вольется в любую семью, ведь машина отличается хорошей вместительностью, комфортом и богатым набором опций. Крета, хоть и относится к разряду городских кроссоверов, может активно использоваться для поездок на природу. Просторный салон и большой багажник кроссовера (402 л.) уместят в себе все необходимое.
2. Mazda CX-5
В модели CX-5 прекрасно всё: и прочность кузова, и надежность мотора, и долговечность коробки передач. Эту машину ценят по всему миру, ведь она даже после десятилетней эксплуатации верно служит своим владельцам.
Компания Mazda производит механические коробки передач сама, а автоматы заказывает у профильной компании Aisin. Классические автоматы FW6A-EL и GM6A-EL для полноприводной версии кроссовера, которые можно встретить и на CX-5, разработаны на базе TF81-SC специально для двигателей SkyActiv. При должном уходе их ресурс составит более 550 тысяч км пробега.
Замену моторного масла производитель рекомендует выполнять каждые 100 тысяч км пробега. Причем выполнять нужно не частичную, а полную замену. Такая процедура делается на специальном стенде, поэтому провести ее в «гаражных условиях» практически невозможно. Из-за отсутствия в небольших городах специализированных центров ТО и официальных дилеров Мазда, владельцы попросту пренебрегают обслуживанием коробки, после чего получают износ посадочного места центрального подшипника корпуса и ускоренный износ двойного барабана Hi/Low. Ремонт устройства может обойтись в 200-250 тысяч рублей, поэтому рекомендуется все же проводить регламентные работы своевременно.
Также не стоит забывать, что коробка склонна к перегревам, особенно если машина эксплуатируется на бездорожье и в условиях сильных снегопадов. В том случае межзаменный интервал следует сократить вдвое и при каждой замене масла промывать теплообменник.
Мазда СХ-5 – прекрасный автомобиль для семейного использования. Он имеет пятиместный салон, в котором с комфортом могут расположиться люди среднего телосложения. Багажное отделение при сложенных задних креслах может трансформироваться в полноценное спальное место с ровным полом. Машина подходит как для семейных путешествий, так и для повседневных городских поездок и для путешествий.
1. Subaru Forester
Subaru Forester – это японский компактный кроссовер, выпускающийся с 2007 года по настоящее время. Эта машина получила высокую популярность благодаря стильному экстерьеру, отличной проходимости и неповторимым возможностям. Автомобиль создан для изучения местности. Он уверенно едет по горам и бродам, самостоятельно выезжает из песка и не боится снежных дорог. Путешествовать на нем одно удовольствие.
Салон рассчитан на пять посадочных мест. Оба ряда сидений оснащены поясничными упорами и ортопедическим основанием. Задний ряд расположен выше переднего на 40 мм. Это обеспечивает пассажирам второго дивана лучший обзор.
Приборная панель состоит из набора нужных опциональных кнопок и стильных воздуховодных отверстий. Основная консоль управления расположена на расстоянии вытянутой руки от водителя. Перед передним пассажиром — лишь перчаточный ящик и прекрасные виды из окна.
Субару Форестер даже в базовой версии имеет полный привод. Под капотом японца можно встретить несколько бензиновых атмосферных и турбированных моторов, мощностью 122-250 л.с. Дизельные версии на российском рынке продавались ограниченным тиражом.
В паре с мощными двигателями устанавливался надежный автомат 4EAT, конструкция которого была отработана до мелочей. Коробка 4ЕАТ считается одной из самых надежных автоматических коробок передач за всю историю автомобилестроения. Секрет ее долговечности кроется в тщательно отрегулированных режимах работы, в продуманной системе охлаждения и в отдельном заменяемом фильтре тонкой очистки. Настройка электроники просто не позволяет коробке работать в условиях больших перегрузок. Именно по этой причине АКПП Субару немного задумчива и не дает ожидаемой спортивной динамики. Если все же владелец Субару часто «ураганит» на дорогах, то опасаться за жизнь автомата не стоит: у него разборные соленоиды гидроблока, которые при необходимости легко можно почистить.
Японские кроссоверы с автоматом 4ЕАТ проезжают более 400 тысяч км без ремонтов трансмиссии, поэтому Субару Форестер вполне можно считать одной из самых надежных моделей.
Помним о главном
Практически каждый трансмиссионный агрегат, будь то японская, корейская, американская или китайская коробка, способен верой и правдой служить своему владельцу долгие годы, вот только его состояние сильно ухудшается при неправильной эксплуатации. Покупая кроссоверы с АКПП на полном приводе, большинство автовладельцев путают их с внедорожниками и начинают эксплуатировать их в режимах повышенных нагрузок: на офф-роуде, на горных вершинах и т.д. Городские паркетники с колесной формулой 4х4 хоть и позиционируются как сверхпроходимые, только вот их механизмы не готовы к длительным перегрузкам и большим перегревам. Если авто эксплуатируется в таких условиях, то о его обслуживании следует вспоминать регулярно, сократив межсервисный интервал до 40-50 тысяч км пробега.
При замене трансмиссионного масла стоит обратиться за помощью в специализированной сервисный центр: именно там можно добиться полного выдувания отработанного масла из системы.